ШИРОКОВА С.В., государственный инспектор отдела по надзору в электроэнергетике Саратовской области Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» – базовый документ, определяющий государственную политику в области энергосбережения. В нем утверждены основы стимулирования энергосбережения и энергоэффективности. Отдельные категории товаров (бытовые энергопотребляющие устройства) должны содержать информацию о классе их энергоэффективности. С 2011 года вводится запрет на лампы накаливания мощностью 100 Вт и более. Нежилые здания, строения и сооружения должны быть оснащены приборами учета до 2011 года, жилые дома – до 2012 года. Зданиям планируется присваивать классы энергоэффективности с обязательным информированием об этом в виде табличек на зданиях. Законом определена обязанность бюджетных организаций снижать объемы потребления энергоресурсов не менее чем на 3% ежегодно в течение 5 лет (бюджетные организации – организации с участием государства или муниципального образования – юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более 50% и(или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более 50% акций (долей) в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям). Здания, строения, сооружения должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, за исключением следующих видов зданий: 1) культовые здания, строения, сооружения; 2) здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры); 3) временные постройки, срок службы которых составляет менее чем 2 года; 4) объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более трех), дачные дома, садовые дома; 5) строения, сооружения вспомогательного использования; 6) отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее 50 кв. метров; 7) иные, определенные правительством Российской Федерации, здания, строения, сооружения. Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должны включать в себя: 1) показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении; 2) требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям; 3) требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации. Эти требования не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта: 1) здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований; 2) здания, строения, сооружения, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований; 3) здания, строения, сооружения, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований. Законом также установлена обязанность разработки программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности для государственных компаний, бюджетных организаций и учреждений, а также для регионов и муниципалитетов, причем это увязано с бюджетным процессом. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа 2010 года. Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, обязаны принять программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 15 мая 2010 года. В законе указано на проведение энергетических обследований. Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц: 1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц; 2) организации с участием государства или муниципального образования; 3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности; 4) организации, осуществляющие производство и(или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов; 5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн руб. за календарный год; 6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Эти лица обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования – не реже чем один раз каждые 5 лет. В законе указано о создании Государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которая создается и функционирует в целях предоставления физическим лицам, организациям, органам государственной власти, органам местного самоуправления актуальной информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о ходе реализации его положений, а также получения объективных данных об энергоемкости экономики Российской Федерации (в том числе ее отраслей), о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах и о выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, несут дисциплинарную, гражданскую, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законом внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в частности, в гл. 9 Кодекса РФ об административных правонарушениях добавили ст. 9.16 «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», где непосредственно Ростехнадзора касаются п. 7, 8 и 10. П. 7. Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 до 35 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 до 150 тыс. руб. П. 8. Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 до 15 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 до 250 тыс. руб. П. 10. Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб. Требования применяются в части правонарушений, совершенных организациями с участием государства или муниципального образования. Изменения внесены в 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля – надзора и муниципального надзора». Дополнена ст. 9.1 о проведении плановых проверок соблюдения требований энергосбережения и энергоэффективности: они будут проводиться 2 раза и более в 3 года. В Градостроительный кодекс РФ также внесены изменения. В п. 1 ч. 2 ст. 54 внесено дополнение, в соответствии с которым предмет государственного строительного надзора расширяется за счет проверки соответствия результатов строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Согласно же указанной норме, предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации. В ст. 55 ГсК РФ, регламентирующую выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в ч. 3 указанной статьи включены положения о том, что прилагаемые к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию документ, подписанный лицом, осуществляющим строительство, и заключение органа государственного строительного надзора должны подтверждать соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства в т. ч. требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В функции Ростехнадзора входит осуществление надзора на соответствие энергетической эффективности объектов, определенных ст. 48.1 ГсК РФ («Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты», введена федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ). 1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся: 1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ); 2) гидротехнические сооружения I и II классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений; 3) линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более; 5) объекты космической инфраструктуры; 6) аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры; 7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; 8) метрополитены; 9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов; 10) утратил силу (федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ); 10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше (п. 10.1 введен федеральным законом от 04.12.2007 № 324-ФЗ); 11) опасные производственные объекты, на которых: а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно (в ред. федерального закона от 04.12.2007 № 324-ФЗ); б) утратил силу с 1 января 2008 года (федеральный закон от 04.12.2007 № 324-ФЗ); в) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов; г) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях; д) используются стационарно установленные канатные дороги и фуникулеры. 2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик: 1) высота более 100 м; 2) пролеты более 100 м; 3) наличие консоли более 20 м; 4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 м; 5) наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета. Согласно постановлению правительства РФ от 20.02.2010 № 67 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», в Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное постановлением правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, внесены изменения – дополнение подпунктами 5.3.1.16 – 5.3.1.19 следующего содержания: «5.3.1.16. за соблюдением в пределах своей компетенции при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов; 5.3.1.17. за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов; 5.3.1.18. за соблюдением юридическими лицами, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более 50% и(или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более 50% акций или долей в уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 5.3.1.19. за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок». Приказом Ростехнадзора № 150 от 11.03.2010 внесены изменения в Положение об управлении энергетического надзора, утвержденное приказом Ростехнадзора № 996 от 02.12.2009, дополнившие подпункт 6.14 Положения абзацами следующего содержания: За соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений и сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемой к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. За соблюдением юридическими лицами, в уставных капиталах которых доля (вклад) РФ, субъекта РФ, муниципального образования составляет более 50% или(и) в отношении которых субъект РФ, муниципального образования имеют право прямо или косвенно распоряжаться более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставные капиталы юридических лиц, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, более 50% акций или долей которых принадлежит государственным корпорациям, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. За проведением обязательного энергетического обследования. Для осуществления контрольно-надзорной деятельности за энергетической эффективностью нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации, в соответствии со ст. 11 261-ФЗ, в составе требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должны быть определены требования, которым здание, строение, сооружение должны соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации. В соответствии со ст. 48. 261-ФЗ, эти требования не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта: 1) здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований; 2) здания, строения, сооружения, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований; 3) здания, строения, сооружения, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований. На основании постановления правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», Министерству регионального развития РФ предписывалось утверждение методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе, в сопоставимых условиях. Минрегионразвития РФ издало приказ от 07.06.2010 № 273 (зарегистрирован в Минюсте РФ 21.07.2010, № 17927), где представлена методика этого расчета, в том числе и для бюджетных организаций, без указаний нормируемых значений, получаемых при расчетах величин. Представленный в органах СМИ приказ Министерства регионального развития РФ от 28.05.2010 № 262 «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений и сооружений», где были указаны цифровые величины минимально допустимых норм этих требований, удельные величины расходов энергетических ресурсов зданий, строений, сооружений, давалась характеристика класса энергетической эффективности зданий, не прошел регистрацию в Минюсте. Поэтому исполнять в требуемом объеме эту функцию в настоящее время не представляется возможным. Продолжение читайте в следующем номере
|